Блаватская Елена Петровна

 

Вечное Не-Бытие
Время
Всемирная Жизнь
Доктрина Эволюции
Задача человека
Майя
Мудрость Веков
Оккультная Доктрина
Первоначальная всемирная Мудрость
Предпосылки эволюции человечества
Следы Древней Мудрости
Суть Тайной Доктрины
Тайна Абсолютного Бытия
Творческие силы
Творческие силы человечества
Устремления Вселенной
Человеческая ступень
Эзотерическая Мудрость
Эзотерическая Философия

 

Коментарии

вернуться на главную страницу

1 Таши-лама - воплощение Амитабхи. Его тибетский титул - Панчен-римпоче, "Сокровище Мудрости". Согласно хроникам Та-шилхунпо, Сангье (Будда), заметив искажение своих тайных учений, покинул "Западный рай" (реальная географическая точка, обитель ар-хатов и их учеников) и воплотился в XIV столетии как Цонкапа. Он основал желтый, или реформированный, орден (гелугпа) и иерархию таши-лам, в которой это воплощение продолжается. Поэтому эзотерически они считаются "высшими Посвященными" и превосходят даже лхасских далай-лам, чьи функции более экзотеричны и преходящи (Т.С., с. 306). В письме к немецкому оккультисту Е.П.Бла-ватская пишет: "В Гималаях есть организация Адептов разных национальностей; таши-лама знает их и сотрудничает с ними. Но, несмотря на это, истинная природа некоторых из них неизвестна даже рядовому составу ламаистского духовенства. Мой Учитель [М.], К.Х. и еще несколько из них, с кем я знакомалично, бывают там с визитами". Эти Адепты принадлежат к ордену бодхисатв (нирма-накая) и вместе со своим Наставником-Буддой признаются всеми буддистами махаяны наивысшим идеалом, к которому может стремиться человечество. Внутри ордена гелугпа Цонкапа создал "мистическое братство, связанное со своими наставниками" (Т.С., с. 449), и написал книгу практических наставлений "Ламрим" ("Ступенчатый путь") в двух частях: одна - для культовых и экзотерических целей; другая - для учеников (лану) "тайной школы, расположенной в окрестностях Ши-гацзе, рядом с частной резиденцией таши-ламы". Двенадцать фрагментов, включающих в себя в совокупности 73 правила, уже были опубликованы Е.П.Блаватской в очерке "Практический оккультизм", а в 1888 году ею была основана эзотерическая школа, связанная с вышеупомянутой и находившаяся под ее руководством, пока Е.П.Блаватская была жива. Китайские буддисты видят в таши-ламе великую консолидирующую силу, которая сплачивает буддистские народы Азии: тибетцев, китайцев, монголов, японцев и буддийские племена азиатской России, такие, как буряты и калмыки.

2 Дзиан (тиб.) - пишется также дзин или дзен. Искаженное от санскритского дхья-на и гняна. В Китае чань - название одной из школ йоги, или медитации, следующей тем же самым правилам, что изложены в "Золотых правилах". Также - обобщающее название эзотерических школ и их литературы. См. "Тайную Доктрину", где приводятся стансы из "Книги Дзиан" и комментарии к ним.

3 "Днянешвари" - книга, состоящая из "Бхагавадгиты" и комментария к ней, написанного в 1290 г. эры Шака (ок. 1368 г. н. э.) знаменитым йогом Днянешварой из Алунди (неподалеку от Пуны). Говорят, что он живым сошел в гробницу вместе со своей книгой. Три столетия спустя он явился в видении другому йогу, Экнатху, и сообщил ему, что в книгу вкрались искажения и потому распространять ее более нельзя. Открыв гробницу, Экнатх увидел, что Днянешвара сидит в ней, и взял у него из рук первоначальное, неискаженное издание книги. Она написана на старом маратхи, в поэтическом стиле он-ви. Она была издана в Бомбее и вскоре стала классическим сочинением по философии веданты, почитаемым приверженцами варкари, которые стараются придерживаться ее заповедей. Некоторые из этих заповедей действительно очень похожи на те, которые перевела Е.П.Блаватская, что свидетельствует о сущ-ностной идентичности духовного опыта, переживаемого всеми истинными йогами. Имя Днянешвара (или Джнанешвара) образовано из слов дняна и Ишвара (Господь). Следовательно, оно означает "Господь знания", В настоящее время распространено написание джнана, дабы избежать путаницы с другим термином - дхьяна (медитация). Е.П.Блаватская использует еще одно написание - гня на. Тибетский эквивалент термина - шераб (C.D., р. 1244), трактуемый в этом словаре как "абсолютная, или возвышенная, Мудрость, разум, или понимание", приобретаемое тремя способами: через слушание, размышление и медитацию. Сэр Чарльз Элиот в своей книге "Индуизм и буддизм" (1921, II, 257), пишет это имя как Джнанешвара и называет его сочинения "первой великой вехой в литературе маратхи". Он также говорит, что термин упадхьяя широко распространен в Центральной Азии (III, 330).

4 Сензар - мистическое название тайного жреческого языка, или "языка мистерий", посвященных адептов всего мира (Т.С., с. 363). Китайские идеограммы и египетские иероглифы представляют собой результат древней практики фиксации религиозной и эзотерической истории каждого народа в символах, а не в словах, так как только устная речь обладает магической силой. (Т.Д., II, 384).

5 Палийское слово иддхи - синоним санскритского сиддхи, обозначающего психические способности, сверхномальные силы человека. Существуют два класса сиддх. Первый класс включает в себя низшие, грубые психические и ментальные энергии; тогда как второй требует совершенного владения духовными способностями. Кришна в "Шри-мад-Бхагавате" говорит: "Тому, кто практикует йогу, кто смирил свои чувства и сконцентрировал на мне свой разум, - такому йогу все сиддхи готовы служить".

6 Нада - "беззвучный Голос", или "Голос Безмолвия"; еще ближе к подлинному смыслу было бы "Голос в Духовном Звуке", так как нада - санскритское слово, соответствующее термину священного языка сензар.

7 Дхарана - напряженное и совершенное сосредоточение на внутреннем объекте, сопровождаемое полным отвлечением от внешнего мира и от мира чувств.

8 Ум, являющийся "убийцей Реального", - это низший разум (санскр., кама-ма-нас), непрестанно создающий нечистые (материальные) образы и тем самым искушающий и сбивающий с пути ученика, которому, таким образом, необходимо "убить" этот разум, то есть парализовать его.

9 "Великий Учитель" - термин, употребляемый лану, или челами, для обозначения Высшего "Я". Это эквивалент Авалоки-тешвары, Ади-будды буддийских оккультистов, Атмана, "Я" (Высшего Я) браминов и Христоса древних гностиков.

10 В данном случае под душой подразумевается человеческое эго, или Манас, называемый в нашей оккультной семеричной классификации человеческой душой, в отличие от духовной и животной душ.

11 Махамайя, "великая Иллюзия", объективная Вселенная.

12 Саккаядиттхи, "иллюзия" личности.

13 На протяжении всей книги Е.П.Блаватская использует различные виды и размеры шрифта для уточнения оттенков значения. Так, Мировое Я - это Атма; "Я" - это бессмертное перерождающееся эго; а "я" - преходящая, смертная личность.

14 Аттавада - ересь, допускающая существование души или, вернее, отделен-ность души, или индивидуальной сущности, от единой, бесконечной вселенской Души.

15 Таттваджнани - тот, кто знает или различает принципы в природе и в человеке; и Атмаджнани - тот, кто знает Атман, или Мировое Единое "Я".

16 Калахамса, Птица, или Лебедь, (см. примечание 18). "Нандабинду-упанишада" (Ригведа), в переводе кумбаконамского Теософского Общества гласит: "Слог А считается ее [птицы Хамсы] правым крылом; слог У- левым, а М - ее хвостом. Ее головой считается артхаматра (слог половинного размера)".

17 Вечность имеет на Востоке совершенно иное значение, чем у нас на Западе. Этим словом обозначают, как правило, 100 лет, или "век", Брахмы, Махакальпу, или период протяженностью в 311 040 000 000 000 лет.

18 Та же "Нандабинду-упанишада" утверждает: "Йог, взобравшийся на Хамсу (таким образом, созерцающий АУМ), не подвержен влиянию кармы или крор грехов". Крора равна 10 000 000.

19 Отдай жизнь физической личности, если хочешь жить в Духе.

20 Мара в экзотерической религии означает демона, асуру, в эзотерической философии он олицетворяет соблазн, действующий через человеческие пороки, в буквальном переводе: "то, что убивает душу". Он изображается в виде властелина, увенчанного короной, в которой сверкает драгоценный камень такого блеска, что глядящий на него слепнет; "блеск" есть указание на обаяние, которым порок обольщает некоторых людей.

21 Три состояния сознания: бодрствование - джаграт; сон - свапна; глубокий сон - сушупти; эти три состояния ведут в четвертое.

22 Турья - это состояние лежит за пределами сна без сновидений, то есть является самым высоким из всех. Это высшее духовное сознание.

23 Некоторые восточные мистики помещают семь планов бытия, или семь духовных лок, или миров, в тело Калахамсы - лебедя, пребывающего вне пространства и времени, способного становиться лебедем во времени (когда он из Брахмана превращается в Брахму).

24 Авидья (кит., ву-мин) - незнание, или недостаток духовной проницательности. Китайцы говорят, что Фо-синь, или сердце Будды, скрыто за завесой ву-мин. Видья - это знание, а Гупта-Видъя - эзотерическое Знание.

25 Феноменальный мир чувств и исключительно земного сознания.

26 Астральная сфера, психический мир сверхчувственных восприятий и обманчивых видений - мир медиумов. Великий "астральный змей" Элифаса Леви. Еще ни один из сорванных в этих сферах цветов не был доставлен на землю без змеи, обвившейся вокруг его стебля. Это мир великой Иллюзии.

27 Область полного духовного сознания, за которой нет больше опасности для того, кто достиг ее.

28 Цепь причин и последствий, привязывающая человека к земному существованию и вызывающая его последовательные воплощения на земле. Кармой можно назвать всю совокупность деятельности человека по отношению к себе подобным и всему миру: его настоящая жизнь представляет собою плод прошедших и в то же время семя будущих жизней; чтобы "освободить себя от цепей кармы", нужно уничтожить свой эгоизм, свою самость, стать сверхличным.

29 Посвященный, который, наделяя ученика знанием, ведет того к духовному, или второму, рождению, называется Учитель, или Гуру.

30 Аджнана - неведение, противоположное джнане (знанию).

31 Иллюзия, мир видимых форм, преходящих и подлежащих уничтожению, противополагаемый Вечному и Неизменному.

32 На санскрите внутренние чертоги сердца называются брахмапурой. "Огненная сила" - кундалини.

33 "Сила" и "Мать Мира" - это имена, присваиваемые кундалини, одной из мистических йогических сил. Это буддхи, воспринимаемая как активный принцип, а не как пассивный (как это обычно делается, когда буддхи рассматривается просто как носитель, или вместилище, Всевышнего Духа, Атмы). Это сила духовного электричества - творческая сила, которая, будучи пробужденной и активизированной, одинаково легко может как творить, так и убивать.

34 Кхечара (санскр., идущий по небу) - в шестой адхьяе "Днянешвари", книги, которую можно назвать царицей мистической литературы, сказано, что тело йога становится как бы созданным из ветра, уподобляясь "облаку, из которого прорастают конечности"; после чего он [йог] начинает видеть то, что находится за морями и звездами, слышать и понимать речь дэв и постигает происходящее в уме муравья.

35 Вина - индийский струнный инструмент, типа лютни.

36 Шесть принципов; иными словами, когда низшая личность разрушается, а внутренняя индивидуальность растворяется и теряется в седьмом принципе, Духе.

37 Ученик становится единым с Брахманом, или Атманом.

38 Астральная форма, создаваемая ка-мическим принципом, камарупа, или тело желания, соответствует астральному, или личному, "я".

39 Манаса-рупа соответствует индивидуальности, или перерождающемуся Эго, сознание которого должно быть парализовано на нашем уровне (или на уровне низшего манаса).

40 Кундалини называют "змеевидной" или кольцеобразной силой из-за ее спирального действия или продвижения в теле аскета, который развивает ее в себе. Это электрическая, огненная оккультная, или фохатическая, сила - великая изначальная сила, лежащая в основе всей органической и неорганической материи.

41 Этот Путь упоминается во всех мистических сочинениях. Как говорит в "Днянешвари" Кришна: "Нашедший этот Путь... отправляется ли он к расцвету востока, или к чертогам запада, без движения, о держащий лук, пребывает путник на этой дороге. На этой стезе, в какое бы место он ни пришел, то место становится его собственным "Я"". "Ты - Путь", - говорят сведущему гуру; и эти же самые слова он повторяет своему ученику после посвящения. "Я есмь Путь..." - говорит другой Учитель.

42 Состояние Адепта, "цветок бодхи-сатвы".

43 Нирвана есть небытие только с точки зрения нашего конечного сознания. В действительности нирвана - страна блаженства, она равнозначна абсолютному бытию; так же как абсолютное сознание, с точки зрения ограниченного сознания, равносильно бессознанию, ибо оно соединяет воедино познающего, познаваемое и познание.

44 Танха - "воля к жизни", страх перед смертью и любовь к жизни, та сила, или энергия, которая вызывает перерождения.

45 Эти мистические звуки, или мелодия, которые йоги называют анахаташабдой, аскет слышит в начале своего цикла медитации. Анахата - четвертая чакра.

46 Между второй и четвертой стадиями возникает пустота, указывающая на то, что третья стадия пропущена. Хотя нам известны пять внешних чувств, здесь перечислены только четыре из них - зрение, слух, обоняние и вкус. Пятое, осязание, пропущено; однако нам говорят, что на четвертой стадии остальные четыре чувства сливаются вместе, переходя во внутреннее осязание. Ученик "должен избегать телесного контакта (то есть не должен прикасаться и допускать прикосновения) с другими людьми и с животными. Ему нельзя иметь никаких домашних животных, запрещено притрагиваться даже к некоторым деревьям и растениям" (P.O., р. 14).

47 Это означает, что на шестой ступени развития, которой в оккультной системе соответствует дхарана, все чувства, как индивидуальные способности, должны быть "убиты" (то есть парализованы на этом уровне). Все они должны слиться в одно, седьмое, наиболее духовное чувство.

48 В раджа-йоге каждая ступень развития символизируется определенной геометрической фигурой. В данном случае это священный Треугольник, предшествующий дхаране. Д является знаком чел высокой ступени, в то время как другой вид треугольника символизирует высших Посвященных. Именно о символе "I" говорил Будда и использовал его для обозначения воплощенной формы Татхагаты, освобожденной от трех методов праджны. Когда подготовительные и низшие стадии пройдены, ученик уже видит не Д, но только ***, сокращенную форму ***, полной Семерки. Мы не приводим здесь ее истинную форму, так как уверены, что ею непременно воспользуются шарлатаны, которые не остановятся перед ее осквернением ради своих мошеннических целей.

49 Звезда, горящая над головой, - это "звезда посвящения". Черная округлая точка - кастовый знак шайвов, последователей Шивы, великого покровителя всех йогов, - возможно, символизирует ныне солнце, но в древнем оккультизме символизировала именно звезду посвящения.

50 Основа Пламени, недостижимого, пока аскет еще живет на земле.

51 Дхьяна (см. примечание 98) - последняя ступень перед окончанием пути на этой земле, пока человек не стал истинным Махатмой. Как уже было сказано, в этом состоянии раджа-йог еще сохраняет духовное сознание "Я" и действие своих высших принципов. Но еще один шаг, и он окажется на уровне выше седьмого или четвертого (согласно классификации, принятой в некоторых школах). Эти уровни исчисляются после пратьяхары (предварительной подготовки, необходимой для установления контроля над разумом и мыслями) и называются: дхарана, дхьяна и самадхи. Все три объединены под общим наименованием самьяма.

52 Самадхи - состояние, в котором аскет теряет сознание всякой индивидуальности, включая свою собственную. Он становится Всем.

53 Северный буддизм различает следующие четыре вида истины: Ку - "страдание, или несчастья"; Ту - "соединение искушений"; My - "победа над ними" и Дао - "Путь". Пять "препятствий" суть познание страданий, истина о человеческой бренности, гнетущие ограничения и абсолютная необходимость отказа от всех пристрастий и даже от желаний. Последним из них является "Путь Спасения".

54 Стоящий в воротах "собрания" царь Map, Махамара, пытается ослепить претендента блеском своего драгоценного "Камня".

55 Это четвертый "путь" из пяти путей перерождения, которые ведут и раскачивают все человеческие существа между вечными состояниями радости и скорби. Эти "пути" суть всего лишь разновидности единого пути, коим следует карма.

56 Две школы учения Будды - эзотерическая и экзотерическая - называются соответственно Учениями Сердца и Ока. Бод-хидхарма называл их в Китае, откуда они перешли в Тибет, Цзун-мэнъ (эзотерическая) и Цзяо-мэнь (экзотерическая школа). Первое Учение названо так потому, что оно исходило из сердца Гаутамы Будды, в то время как Учение Ока явилось результатом деятельности его головы, или разума. Учение Сердца называют также "печатью истины", или "истинной печатью"; этот символ фигурирует в заглавии практически всех эзотерических сочинений. (И.) Бодхидхарма - имя великого архата-кшатрия (представителя воинской касты), царского сына. Это имя "дал ему Паньятара, его гуру, дабы отметить достигнутое им понимание (бодхи) Закона (дхармы) Будды" (цит. по: Т.С., с. 83). Он был двадцать восьмым индийским и первым китайским патриархом. Основал несколько эзотерических школ и мистическую секту чань в Китае, где жил ок. 520 г. н.э. в монастыре Шаолинь в Хунани. Его китайское имя - Путидамо.

57 "Древо познания" - этот титул присваивается последователями бодхидхармы (Религии-Мудрости) тем, кто достиг высот мистического знания, адептам. Нагарджуну - основателя школы мадхьямика - называли "Деревом Дракона"; дракон в данном случае символизирует Мудрость и Знание. Дерево окружено таким почетом потому, что Будда обрел новое рождение и просветление под деревом Бодхи (Мудрости), под ним прочел свою первую проповедь и под ним же скончался.

58 "Сокровенное Сердце" означает эзотерическую доктрину.

59 "Алмазная Душа", Ваджрасаттва - титул верховного Будды, Господа всех мистерий, называемого еще Ваджрадхарой и Ади-буддой.

60 Cam - единая вечная и абсолютная Реальность и Истина; все остальное - иллюзия.

61 Согласно учению Шеньсюя, человеческий разум, подобно зеркалу, улавливает и отражает каждый атом пыли; и потому за ним следует ухаживать, как за зеркалом, и протирать его каждый день. Шеньсюй был шестым патриархом Северного Китая, проповелевавшим эзотерическое учение Бодхидхармы. (И.) Шеньсюй был старшим учеником пятого патриарха Фацзюя, наряду с другим учеником - Хуэйнэном (букв., дар мудрости). Оба писали стихи о разуме как зеркале, соревнуясь друг с другом за право стать преемником своего учителя, и при этом придерживались противоположных взглядов. Выбор пал на Хуэйнэна, который в результате стал шестым патриархом. В Китае считается, что мистическое зеркало "показывает внутреннюю душу полностью обнаженной и свободной от всякого притворства и обмана. Оно захватывает душу претендента и передает ее в руки Учителя Ложи Триады как залог верности и преданности" (H.S.). Трактат, написанный неким тибетцем из монастыря Тянь-тай на китайском языке, призывает ученика "пользоваться своими достохвальными деяниями как чистой тряпкой, стирая ими пыль и все, что нечисто, со своего мистического зеркала, дабы он мог видеть в его блеске правдивое отражение "Я"".

62 Северные буддисты называют перевоплощающееся Эго "истинным человеком", который, соединившись с высшим "Я", становится буддой.

63 "Будда" значит "просветленный".

64 Обычная формула в начале буддийских священных писаний, означающая, что нижеследующий текст составлен на основе устной традиции, исходящей непосредственно от Будды и Архатов.

65 Ратхапала, великий Архат, обращается так к своему отцу в легенде, называемой "Ратхапала-сутрасанне". Но так как все такие легенды представляют аллегорию (например, отец Ратхапалы имел дом с семью дверями), отсюда упрек тем, кто их принимает буквально.

66 Тиртхики - секта аскетов-браминов за Гималаями, странствующих по священным храмам и преимущественно по местам, где совершаются священные омовения. Эта секта считается неправоверной среди буддистов Тибета.

67 В этом, равно как и в других тибетских сочинениях махаяны, периодически подчеркивается отличие Учения Ока (экзотерического) от Учения Сердца (эзотерического). Это различие равным образом признают китайцы, японцы и монголы. Однако западные ученые, особенно те из них, кто предпочитает хинаяну, и даже собственно восточные распространители последней, упрямо настаивают на том, что в буддизме нет никакого эзотерического Учения. Е.П.Блаватская утверждает, что северный буддизм (или буддизм махаяны) проистекает из тайных учений Гаутамы Будды, предназначенных для "избранного круга его Архатов". Последние прошли посвящение в знаменитой пещере Саптапарва (Т.Д., I, 24). Словом бодхи (санскр., мудрость) часто называют учение Будды, так как оно основано на принципах буддхизма, или древнейшей Религии-Мудрости, называемой также бод-хидхармой. Бодхи - это также название одной определенной разновидности состояния транса (Т.Д. I, 23). Следует различать бодхид-харму - санскритское название Религии-Мудрости (примечание 57) и Бодхидхарму - первого китайского патриарха чань (примечание 56).

68 "Круг Времени" (санскр., калачакра; тиб., тюгьи корло; монг., цакун кюрден) - знаменитая эзотерическая система йоги. "Беспредельный Круг Времени" символизирует Ади-буддхи, изначальную Мудрость ("термин, употребляемый Арьясангой в его сокровенных писаниях, теперь же всеми мистиками северного буддизма". Т.Д., I, 3). Эта система "возникла в Шамбале" (C.D., р. 632) - таинственной обители "Сыновей Мудрости", или Посвященных, расположенной где-то на северо-западе Тибета. По словам Е.П.Блават-ской, священные книги калачакры были "оставлены сиккимским дугпа после реформы Цонкапы", переписавшего первоначальную книгу и присоединившего к ней собственные комментарии. Она добавляет также, что калачакра - самое важная часть мистического знания Канджура - "такой же древней системы, как и сам человек, известной в Индии и практиковавшейся еще до того, как Европа стала континентом". Таши-лама подарил редакторам небольшой трактат о калачакре на тибетском языке, озаглавленный "Община мистических Адептов" (Tu Kor la deft pa la-ma nin-jor).

69 Высшее "Я", седьмой принцип.

70 Физические тела в мистических школах называются "тенями".

71 Отшельник, удалившийся в джунгли и живущий в лесу после того, как сделался йогом.

72 Так по-китайски именуется Татха-гата. Этот титул приложим к каждому будде.

73 Все северные и южные традиции солидарны в том, что Будда прекратил отшельничество, как только разрешил загадку жизни, то есть обрел внутреннее просветление, и стал проповедовать открыто всему человечеству.

74 Каждое духовное Эго, согласно эзотерическому учению, есть луч Планетного Духа.

75 "Личности", или физические тела, называют "тенями" за кратковременность их существования.

76 См. примечание 134.

77 Ризы Шангна получили название от Шангнавасу из Раджагрихи, третьего великого Архата, или патриарха, как ориенталисты именуют членов иерархии из тридцати трех Архатов, которые распространяли буддизм. Ризы Шангна метафорически означают обретение мудрости, которая приводит в нирвану уничтожения (личности). В буквальном понимании это посвятительное одеяние неофита. Эдкинс упоминает, что эта "травяная ткань" была перенесена из Тибета в Китай в эпоху династии Тан. Китайская легенда, так же как и тибетская, гласит: "Когда рождается Архан, одновременно в чистом месте вырастает и это растение".

78 "Вступить на Путь Парамиты", то есть стать йогом, намеренным вести жизнь аскета. См. также стихи 198, 206 и далее.

79 "Завтра" означает следующее рождение, или воплощение.

80 "Великое Странствие" - весь совокупный цикл существований в одном Круге.

81 По тибетской астрологии, Солнце именуется Ньима, Марс - Мигмар, Меркурий - Лхагпа. Символ Марса есть око, символ Меркурия - десница.

82 Сротапатти, или "вступившим в поток" нирваны, именуется чела, получивший первое Посвящение. Только в самом исключительном случае чела оканчивает весь Путь и достигает цели в одном и том же воплощении. Как правило, чела предупреждается, что, начав свое восхождение, он завершит путь и достигнет цели только по прошествии семи жизней.

83 Здесь имеется в виду низшее личное "я".

84 Тибет.

85 Безграничное, или психическое сверхчеловеческое зрение. Считается, что Архан видит и знает не только то, что происходит вокруг, но и все происходящее в отдалении.

86 Растение Шангна. Смотри выше, примечание 77.

87 "Живое" - бессмертное, высшее эго человека; "мертвое" - его низшее, личностное эго.

88 "Тень" (астральное тело) освобождается от "тисков бренной плоти" (физического тела) после смерти. Нирваны можно достичь, оставаясь в материальном теле, так как это состояние сознания (соответствующее седьмому принципу, Атме). Главная цель усилий и посвящений архата - воссоединение с этим принципом "до окончания срока земной жизни" (M.L., р. 78). См. также примечание 100: "Архат уже при жизни своей видит нирвану. Для него нет посмертного состояния, только самадхи..."

89 См. примечание 134.

90 "Сокровенная Жизнь" - жизнь в качестве нирманакая.

91 Открытый и Сокровенный Пути: на первый наставляют мирян, так как это Путь экзотерический и общеизвестный; природа второго, Сокровенного, Пути открывается во время посвящения.

92 Людей, лишенных знания эзотерических истин и мудрости, называют "живыми мертвецами".

93 Пратьека-будды - бодхисатвы, которые стремятся к дхармакае и часто достигают своей цели в результате нескольких жизней. Нискольно не озабоченные бедами человечества и не стремящиеся помочь ему, они заинтересованы лишь в личном блаженстве. Они входят в нирвану и исчезают из поля зрения и из сердец людей. В северном буддизме пратьека-будда - синоним духовного эгоизма. (И.) По словам Анни Безант, "пратьека-будда достигает уровня других будд, но его труды на благо мира никак не связаны с распространением учений и проповедями; его миссия всегда окружена тайной. Нелепое предположение, будто он, достигнув столь высокого, сверхчеловеческого уровня силы, мудрости и любви, может оставаться эгоистом, заимствовано из экзотерических книг; однако трудно сказать, каким образом оно могло возникнуть. Е.П.Блаватская поручила мне исправить эту ошибку, поскольку сама однажды по небрежности где-то повторила ее". Поэтому это примечание отсутствует в некоторых изданиях, вышедших в свет после смерти Е.П.Блаватской. Однако мы видим, что ее мнение полностью подтверждается китайскими, японскими и тибетскими авторитетами, от которых мы узнаем, что пратьека - это состояние просветления, отличное от простого спасения архата школы хинаяна; "однако это просветление только для одного: оно не сопровождается никакими попытками повлиять на человечество или помочь ему" (М.В., р. 101). В самом деле, тибетцы различают три "колесницы": (1) хинаяну, или шравакаяну; (2) пратьека-буддаяну, или прадешикаяну, (3) бодхисатваяну, или махаяну. Важнейшей разновидностью последней является ваджраяна (см. примечание 94, о Ваджрапани), "ведущая по пути мистицизма и связанная в некоторой степени с эзотерическим буддизмом" (C.D.,p. 586).

94 Ваджрапани (тиб., Чана дордже) - носитель ваджры, или алмазного скипетра (тиб., дордже). Его называют также Господом мистицизма (C.D., р. 1303). Луч ваджры (из эзотерической семеричной эманации будд, коих экзотерически насчитывается только пять) тесно связан с мистической школой йогача-ры. Таким образом, Ваджрадхара (тиб., Дор-джечан) есть то же самое, что и Ади-будда', Ваджрасаттва (тиб., Дорджесемпа, "Алмазная Душа") - это шестой Дхьяни-будда; а Ваджрапани - его рожденный разумом сын, один из Дхьяни-бодхисатв, воплощающихся в виде земных будд. В примечании 59 слово "титул" следует читать как "шестой Дхьяни-будда". "В мистическом буддизме - пишет Е.П.Блаватская (Т.С., с. 98) - [ваджра] это магический скипетр посвященных жрецов, заклинателей духов и адептов - символ обладания сиддхами, или сверхчеловеческими способностями, используемый во время определенных церемоний жрецами и чародеями... Обладателей этого скипетра называют ваджрапани". Этим термином обозначается "субъективная Сила, истинная природа которой известна и может быть объяснена только высшими посвященными школы йогачары" (там же, с. 99). Отсюда заклинание: "Ом Ваджрапани хум".

95 Упадхьяя - духовный наставник, Гуру. Северные буддисты обычно выбирают себе наставников из числа налджоров - святых людей, сведущих в готрабху-джнане и джнана-даршана-шуддхи, учителей Тайной Мудрости.

96 Яна - колесница; высшее учение есть махаяна - большая колесница, а хинаяна - малая колесница, название двух философско-религиозных школ северного буддизма.

97 Шравака - слушатель, или ученик, внимающий религиозным наставлениям. Слово образовано от корня шру. Когда же ученик переходит от теории к практике или упражнениям аскетизма, он становится шраманой, "деятелем" (от шрама, "действие"). Как показал Харди, два эти термина соответствуют греческим понятиям .............

98 Самтан (тибетск.) - то же, что и санскритское дхьяна, состояние медитации, подразделяемое на четыре ступени. (И.) "Тибетско-английский словарь с санскритскими синонимами" С.Чандрадаса (C.D.) определяет самтан как "состояние абсолютной абстракции, созерцания, медитации и концентрации мыслей. Но прежде всего это та мистическая медитация, которая в конечном счете помогает медитирующему сформировать астрального двойника - того двойника, который пребывает в дэвакхане, хотя медитирующий продолжает оставаться в это время на земле" (с. 1317). И поскольку дэ-вакхан - это промежуточное состояние бессмертного Эго между двумя земными жизнями, то упомянутый двойник, вероятнее всего, самое первое из внутренних тел, или облачений, которое ткет для себя аскет, следующий праведным путем. Под "астральным" C.D. подразумевает "эфирного" двойника, а не лин-гашариру. Тибетцы различают девять видов сознания (кит., чжуэ) и столько же уровней состояния самадхи для бодхисатвы (C.D., pp. 54, 761). И хотя дэвакхан, как и нирвана, является состоянием сознания, имеющим свое определенное облачение, или носителя, в него можно войти, оставаясь в материальном теле, благодаря процессу медитации. Е.П. Блаватская призывала своих учеников "сводить все к изменениям в сознании".

99 Парамиты - шесть трансцендентальных добродетелей: милосердие, чистота, терпение, энергия, созерцание и мудрость; для священнослужителей их насчитывают десять, к уже перечисленным добавляются употребление праведных средств, наука, благочестивые обеты и сила принятого решения.

100 Сротапатти (букв., "тот, кто вошел в поток", впадающий в океан нирваны) - это имя знаменует первый отрезок Пути. Название второго этапа Пути - сакридагамин, "тот, кому предстоит родиться еще (только) раз". Третий называется анагамин, "тот, кто уже больше не родится", если только сам этого не пожелает, движимый состраданием к людям. Четвертый Путь известен как рахат, или архат. Это наивысшая стадия. Ар-хат уже при жизни своей видит нирвану. Для него нет посмертного состояния, только самадхи, в котором он вкушает неограниченное блаженство нирваны.

101 "Достижение берега" символизирует у северных буддистов достижение нирваны после овладения шестью и десятью пара-митами (см. примечание 99).

102 Карма вызывается последствиями тех действий человека, которыми нарушается мировая гармония; для восстановления нарушенной гармонии или справедливости, что одно и то же, необходима новая деятельность. Человек, не желающий создавать новую карму, не должен нарушать справедливость, для чего необходимо соблюдать в своей жизни правду как внешнюю, так и внутреннюю.

103 Налджор - это тибетское слово произносится как нинджор и обозначает "постижение состояния медитации"; в то время как нинджор-па - это человек, постигающий данное состояние (то есть йог, или адепт). Соответственно, нинджор-ма - это женщина-йог (C.D., р. 763). Вероятно, транслитерируя слово налджор, Е.П.Блаватская стремилась связать его со словом наргал - титулом халдейского предводителя магов (Т.С., с. 277), который вполне мог быть известен в Тибете, поскольку, как утверждает сама Е.П. Блаватская, "есть основания называть трансгималайское эзотерическое Учение халдей-ско-тибетским". Есть также санскритское слово наг, буквально переводимое как змея, но эзотерически и символически обозначающее архата или посвященного. Оно постоянно встречается в индийских писаниях, легендах и топонимах. Китайский дракон, мексиканский на-гваль и египетский урей имеют то же самое значение (Т.С., с. 271). "Нинджор чепа" - тибетское название подлинных книг йогача-ры, написанных Арьясангой, пришедшим, согласно Тайной Доктрине, из Шамбалы, где его обучал Будда.

104 Учитель-Душа - это Алайя, вселенская Душа, или Атман. В каждом человеке заключен луч этой Души, и потому считается, что человек способен идентифицировать себя с Алайей, а затем и вовсе слиться с ней.

105 Антахкарана - низший манас, путь или средство общения между низшей личностью и высшим Манасом, или человеческой Душой. После смерти она перестает существовать как путь или посредник между высшей и низшей природой, а ее останки продолжают существовать некоторое время в виде камарупы, оболочки. (И.) Об "антахкаране (санскр.), или анта-скаране", Е.П.Блаватская сообщает (Т.С. с. 44), что она "передает от низшего эго к высшему все те личные впечатления и мысли человека, которые могут быть, по своей природе ассимилированы и накоплены неумирающей Сущностью и таким образом стать бессмертными вместе с нею. Это единственные элементы преходящей личности, переживающие смерть и время. Из чего можно заключить, что только благородные, духовные и божественные приобретения, накопленные человеком в течение жизни, могут свидетельствовать перед Вечностью о том, что он действительно жил". В учении об анатте (не-душе), распространенном в буддизме хинаяны, существование Атмы (Вселенской Души) и Атма-Буддхи-Манаса (бессмертного Эго) не признается; остается только преходящая личность. "В хинаяне будды - обычные люди, тогда как в махаяне они рассматриваются как божественные воплощения или как материальные проявления Вселенского Будды" (М.В., р. 19).

106 Северные буддисты и, по сути дела, все китайцы отождествляют гулкий рокот некоторых великих и священных рек с основной тональностью Природы. Отсюда и это сравнение. Физической наукой, равно как и оккультизмом, давно установлен и хорошо известен тот факт, что совокупность природных звуков, таких, как шум могучих рек, шелест, производимый верхушками деревьев густого леса, или слышимый на расстоянии гул большого города, создает единый звук, высота которого вполне поддается определению. Об этом говорят и физики, и музыканты. Так, профессор Раис ("Китайская музыка") сообщает, что китайцы уже тысячи лет назад осознали этот факт, о чем свидетельствует их утверждение, что "стремительные воды Хуанхэ создают тональность кун", называемую "великой тональностью" в китайской музыке. Он также заявляет, что эта тональность соответствует ноте фа, "которую современные физики считают подлинной тоникой Природы". О том же говорит и профессор Б.Силлиман в своих "Принципах физики", добавляя, что "этой тональностью считается серединное фа на фортепьянной клавиатуре; и, следовательно, ее можно считать основной тональностью Природы".

107 Секты бон и дугпа и различные секты "красных шапок" считаются самыми опасными колдунами. Они живут в Западном и Малом Тибете и Бутане. Они все принадлежат к тантрикам. Странно, что посетившие приграничные районы Тибета ориенталисты, такие, как Шлагинтвейт, смешивают отвратительные ритуалы этих сект с религиозными верованиями восточных лам "желтых шапок" и их налджоров (святых).

108 Амитабха (тиб., Нанва тайе; кит., Вулянь-шоу (бесчисленные годы) или, по-другому, Амида, или Омито-Фо) - четвертый Дхьяни-будда, исходящий из Ади-будхи (см. примечание 68), в своем первом одеянии, или одеянии дхармакаи (тиб., чосгьику). В самбхо-гакае он называется Цепагме, а в нирманакае - Опагме. Его земным воплощением является Панчен-лама из Ташилхунпо (C.D., р. 768). Следует отметить, что именно этим авторитетом (коего приглашали в Ташилхунпо в 1879 и 1881 годах) было сформулировано учение о трех телах будд, изложенное в важнейшем примечании 134. Гаутама, как четвертый будда, являлся мануши-буддой, или "земным Отражением", Амитабхи. Таши-лама известен во всей Азии как "живой Будда", поскольку в нем воплощается та же самая нир-манакая (см. примечания 120 и 127). Следует обратить особое внимание на заявление, сделанное в конце примечания 134, относительно Будды и его Архатов. И хотя в "Западном небе" (Сукхавати) Амитабха является объектом поклонения для простонародья, в более возвышенном китайском и японском учении "он - всего лишь символ невыразимой реальности, а перерождение в "раю" Амитабхи - всего лишь пробуждение Бодхичитты (Сердца Мудрости) в нашей, земной, жизни" (М.В., р. 31).

109 Пять духовных совершенств, которыми должен овладеть бодхисатва: вера, энергия, бдительность души, сосредоточение ума, достижение мудрости.

110 "Острые камни тернистого пути" означают действие кармы, которое с удесятеренной силой проявляется на "Пути", так как "Путь" есть не что иное, как сильно ускоренная эволюция человека, следовательно, и быстрое переживание ранее созданной кармы, которая - при обыкновенных условиях душевного развития - растянулась бы на много существований. Глубокая искренность, соблюдение полной правды в мыслях, чувствах и поступках необходимы для движения по "узкому пути", иначе его не вынесешь, так как каждое нарушение этого основного закона Духа немедленно отражается на жизни ученика.

111 Дордже (санскр., ваджра) - орудие или оружие в руках некоторых богов (тибетских драгшед - дэв, покровительствующих людям). Считается, что он обладает такой же оккультной способностью отталкивания дурных влияний посредством очищения от них воздуха, как и химический озон. Это также мудра - жест или сидячая поза, принимаемая при медитации. Иными словами, что бы это ни было - поза или талисман, дордже символизирует власть над невидимыми злыми влияниями. Бон, или дугпа, тоже восприняли этот символ, но обратили его на службу черной магии, хотя у "желтых шапок", или гелугпа, - это символ силы, такой же, как крест у христиан (так что вера в его могущество ничуть не более достойна называться предрассудком). Дугпа изображают дордже как двойной перевернутый треугольник, символ колдовства.

112 Вайрагья - абсолютное безразличие к объективной вселенной, к боли и наслаждению. Слово "отвращение", пожалуй, не совсем точно передает ее суть, но все-таки достаточно близко по смыслу. Вероятно, более точным эквивалентом этого термина было бы слово "бесстрастность".

113 Ахамкара - ощущение "Я", или собственной обособленной личности, "самости".

114 В эзотерических учениях буддизма эти "восемь бедствий", иначе - оков, которые привязывают человеческую душу к иллюзии, следовательно, к временному, преходящему, носят названия: 1) камарага - желание чувственных наслаждений, рабство у своих страстей; 2) палигха - отвращение ко всему, что заключено в некрасивые формы; 3) мана - закоснелость в личной гордости и невежестве; 4) диттхи - заблуждение относительно личного бессмертия; 5) вич икиччха - сомнение в вечности Жизни и Добра, материализм; 6) бхаварага - желание неба как продолжения здешней жизни; 7) силабта парамаса - ложное убеждение в действенности внешнего религиозного культа; 8) исса - все виды эгоизма, личной корысти.

115 "Пагубные действия" - здесь имеется в виду опасная деятельность низшего разума (санскр., кама-манас), постоянно создающего образы, смущающие и соблазняющие ученика. В "Бхагавадгите" проблема выбора между деянием и недеянием освещена во всех подробностях; и Кришна советует Арджуне в стихе 9 третьей беседы "действовать ради самого действия, не привязываясь к нему", то есть избегая личной заинтересованности.

116 Самврити - одна из двух истин, показывающая иллюзорный характер или пустоту всех вещей. Школа махаяны учит различию между этими двумя истинами - пара-мартхасатьей и самвритисатьей (сатья - "истина"). Это - яблоко раздора между мад-хьямиками и йогачарами, представителями двух школ философской мысли; первые из них отрицают, а вторые утверждают, что каждый предмет существует благодаря предшествующей причине. Мадхьямики - отрицатели, нигилисты Востока, для них все - парикальпита, обман, заблуждение как в мире субъективной мысли, так и в объективной вселенной. Йогачары, наоборот, - представители чистой духовности. Самврити как истина лишь относительная служит источником всякой иллюзии.

117 Лхамайины - элементалы, злые духи, враждебные человеку.

118 Джнанамарга буквально означает "Путь джнаны", или "Путь чистого знания Парамартхи" (или, на санскрите, свасамведа-ны, "само-очевидного, или само-анализиру-ющего размышления").

119 См. примечание 59. "Алмазная Душа", или Ваджрадхара, главенствует над Дхьяни-буддами.

120 Намек на распространенное на Востоке (а если быть более точным, то и на Западе тоже) верование, согласно которому каждый новый будда или святой пополняет собою ряды солдат армии, сражающейся за освобождение, или спасение, человечества. В странах, где распространен северный буддизм и где проповедуется учение о нирмана-кае - о тех бодхисатвах, которые отказываются от заслуженной нирваны или от одеяния дхармакаи (так как и то и другое навсегда увело бы их из мира людей), чтобы незримо помогать человечеству приблизиться к его главной цели, Паранирване, каждого нового бодхисатву или посвященного великого Адепта называют "освободителем человечества". Включенное Шлагинтвейтом в текст его книги "Буддизм в Тибете" заявление о том, что прулпай-ку, или нирманакая, - это "тело, в котором Будды или Бодхисатвы приходят на землю, чтобы учить людей", абсолютно неверно и ничего не объясняет.

121 Указание на то, что, когда человеческие страсти и грехи умерщвлены испытаниями подвижничества, они служат благодатной почвой, в которой могут развиваться святые ростки высочайших добродетелей. Предполагается, что врожденные добрые качества, таланты и дарования были приобретены в предыдущих жизнях. Точно так же и гений приносится из прежнего существования.

122 В развитии йога наступает момент, когда сосредоточение на высшем достигает такой силы, что все физические впечатления, как зрительные, так и слуховые не воспринимаются им, и тогда более тонкие вибрации высших миров достигают сознания йога и он начинает видеть и слышать явления высших миров, невидимые и неслышимые для обыкновенного человека.

123 Титикша - пятая ступень раджа-йоги, состояние полного безразличия. В случае необходимости может допускать подвластность тому, что называется "всеобщим представлением о наслаждении и боли"; однако эта подчиненность в действительности не приносит обладателю титикши ни боли, ни наслаждения. Иными словами, это достижение абсолютно безразличного - в физическом, ментальном и моральном плане - отношения как к наслаждениям, так и к боли.

124 Сована - тот, кто практикует сован, первый путь дхьяны, сротапатти.

125 "День" означает здесь полную ман-вантару, период неисчислимой продолжительности.

126 Священная гора индусов, обитель божественных сущностей.

127 В северном буддизме принято считать, что в раю у Амитабхи, или "Безграничного Пространства" (Парабрахмы), есть двое бодхисатв - Гуаньшиинь и Ташиши, они вечно светят трем мирам, в которых они живут, включая наш собственный. Этот свет (знания) должен способствовать просветлению йогов, которым, в свою очередь, предстоит стать спасителями человечества. Согласно той же самой традиции, эти двое бодхисатв заняли столь высокое положение в царстве Амитабхи благодаря подвигам милосердия, совершенным ими, когда они сами были йогами и жили на земле. Три мира суть три уровня бытия: земной, астральный и духовный.

128 "Стена Охранителей", или "Сторожевая стена". Учение говорит, что соединенные усилия многих поколений йогов, святых и Адептов, в особенности нирманакайя, создали как бы охранную стену вокруг человечества, которая ограждает его невидимо от зла, худшего, чем то, с которым оно сталкивается, обитая на земле.

129 Клеша - любовь к удовольствиям и земным приобретениям, добрым и дурным.

130 Танка - воля к жизни, вызывающая перерождения.

131 Это "сострадание" не следует рассматривать в том же свете, что и теистического "Бога", "божественную любовь". В данном случае "сострадание" - это абстрактный, безличный закон, в основу которого положена гармония, нарушаемая распрями, страданием и грехом.

132 У северных буддистов все великие Архаты, Адепты и святые называются буддами.

133 На иерархической лестнице бодхи-сатва занимает менее высокую ступень, чем "совершенный Будда". Но в экзотерическом лексиконе два этих понятия нередко смешиваются. Более того, в интуитивном восприятии народа бодхисатвы стоят выше "совершенного будды", благодаря своей жертвенности. (И.) "То обстоятельство, что бодхисатвы - это существа, добровольно отложившие на неопределенный срок свое собственное погружение в нирвану, дабы помогать другим в их продвижении по Пути Освобождения, делает рассматриваемую систему [махаяну] еще более величественной, благородной и благотворной, коль скоро она включает в себя этот принцип, отсутствующий в системе хиная-ны" (C.D., р. 585). Относительно посвящения бодхисатвы Е.П.Блаватская пишет следующее (Т.Д., I, 157): "Благодаря высшему Посвящению, полученному от осененного "Духом Будды", кандидат становится действительным бодхисатвою, созданным мощью Великого Посвятителя". Мы весьма признательны "Энциклопедическому словарю" Рай-Бахадура Сарат Чанд-радаса за то, что он разделяет точку зрения Е.П.Блаватской -> прежде всего в том, что касается эзотерической махаяны и живущих на земле Посвященных, существование которых, как правило, оспаривается или игнорируется западными востоковедами. И поскольку автор словаря почерпнул необходимые ему сведения непосредственно из уст величайших авторитетов Ташилхунпо и других крупнейших религиозных центров (см.: C.D., редакторское предисловие, xiii), где Е.П.Блаватской, судя по ее собственным словам, доводилось учиться, его свидетельства приобретают еще больший вес. Будучи индусом и санскритским и тибетским ученым, он, безусловно, лучше, чем любой западный востоковед, был способен понять внутренний смысл учения махаяны. Как он сам указывает в своем предисловии, перевод санскритских сочинений на тибетский язык начался в VII в. н.э., и многие из них были переведены затем с тибетского на монгольский, маньчжурский и китайский, "вследствие чего тибетский язык стал в Китайской Татарии языком науки - так же, как в Европе - латынь"; и наконец, после установления в XVIII веке китайского сюзеренитета над этой территорией, превратился в язык межплеменного общения Верхней Азии". Д-р Макговерн говорит (М.В., р. 102), что "Аватамсака-сутра", заключающая в себе философию махаяны во всей ее глубине, до сих пор не переведена на английский. "Это одно из важнейших сочинений, - добавляет он, - во всем каноне махаяны. На ее учении была основана одна из двух великих метафизических школ махаяны в Китае". Будда, проповедовавший это учение во вторую неделю после своего Просветления, вскоре убедился в том, что оно "труднопостижимо для масс, и после проповедовал уже агама-сутры, содержащие фундаментальные принципы хинаяны". Этим объясняется экзотерический характер последних и их переложение на "более простонародный, разговорный и плебейский язык пали", а также вырождение хинаяны "в натуралистическую и материалистическую философию" (Там же, pp. 12, 14).

134 То же самое народное представление почтительно называет "буддами Сострадания" тех бодхисатв, которые, достигнув уровня архата (то есть преодолев четвертый или седьмой Путь), отказываются войти в нирвану или "надеть одежду дхармакая и ступить на другой берег", поскольку потом они уже не смогут помочь человечеству даже в том малом, что позволяет карма. Они предпочитают незримо (или духовно) оставаться в нашем мире, чтобы содействовать спасению людей, побуждая их следовать Благому Закону (т.е. наставляя их на праведный Путь). Составной частью экзотерической системы северного буддизма является почитание всех этих великих святых и даже обращение к ним с молитвами, подобно православным и католикам, почитающим своих святых покровителей. Но, с другой стороны, эзотерическое учение не одобряет подобных вещей. Между этими двумя доктринами существует, таким образом, огромная разница. Экзотерический мирянин едва ли догадывается об истинном значении слова нирманакая, отсюда путаница и неадекватные истолкования этого термина европейскими востоковедами. Так, например, Шлагинтвейт полагает, что нирманакая - это физическая форма, принимаемая буддами для воплощения на земле, "наименее возвышенное из их земных облачений" (см. "Буддизм в Тибете"); и отсюда - совершенно неправильные выводы, которые он делает на сей счет. Подлинное содержание учения таково: Три тела, или формы, будды имеют следующие названия: 1. Нирманакая. 1. Самбхогакая. 3. Дхармакая. Первое представляет собой эфирную форму, которую приобретает человек, оставивший физическую оболочку, но продолжающий проявляться в своем астральном теле; только в нашем случае к ней следует добавить еще знание Адепта. Бодхисатва развивает ее в себе в процессе продвижения по Пути. Достигнув цели и отказавшись воспользоваться плодами своей победы, он остается Адептом на земле; а когда умирает, вместо того чтобы вступить в нирвану, он продолжает существовать в лучистом теле, которое он сам для себя соткал, и, невидимый для непосвященного человечества, охраняет и оберегает его. Самбхогакая - по сути дела, то же самое, только с добавлением сияния "трех совершенств", одним из которых является забвение всех земных привязанностей. Тело дхармакаи принадлежит совершенному будде. Таким образом, это даже не тело, но идеальное дыхание: сознание, растворенное в Мировом Сознании, или Душа, свободная от всех признаков. Войдя в дхармакаю, Адепт, или будда, оставляет позади все свои контакты с нашей землей и даже самые мысли о ней. Поэтому для того чтобы сохранить способность помогать человечеству, Адепт, имеющий полное право на нирвану, "отказывается от тела дхармакаи" (говоря мистическим языком) и остается в теле нирмана-каи, оставляя от самбхогакаи только великое и совершенное знание. Эзотерическая школа утверждает, что Гаутама Будда и некоторые его Архаты пребывают в том состоянии нир-манакаи, выше которого, принимая во внимание великое самоотречение и самопожертвование во имя человечества, мы ничего не знаем.

135 Мьялба - наша земля, вполне заслуженно названная "адом", а в эзотерической школе - даже величайшей преисподней. Эзотерическая доктрина не знает никакой иной преисподней и никакого иного судилища, кроме населенной людьми планеты, то есть земли. Авичи - состояние, а не место.

136 Это значит, что родился еще один спаситель человечества, который поведет людей к последней нирване, той, что наступает по окончании жизненного цикла.

137 Один из вариантов фразы, неизменно завершающей каждый трактат, обращение или наставление: "Мир всем существам", "Благословение всему живому" и т.д.

вернуться наглавную страницу

vladimir@deryabin.org

 

РйнMail.ru